Все прекрасно знают, как принято общаться у заключенных. Если не из личного опыта, то из фильмов обычные люди быстро усваивают – у тех, кто побывал в местах лишения свободы, формируется свой стиль ведения разговора. И заключается он не только в использовании жаргонных словечек, но и в характерном напоре высказывания мыслей. Поэтому обычный человек в разговоре с зеком первоначально ощущает давление, вызывающее психологический дискомфорт.
К подобным последствиям приводит характерная среда, формирующаяся на зоне. Там долгое время у заключенных отсутствовали нормальные каналы общения с внешним миром. А потому происходила определенная «профдеформация». Это, кстати, прекрасно понимают в управлении службы исполнения наказаний. И пытаются решить проблему. Одним из эффективных путей решения стало внедрение электронных средств связи для переписок с людьми на воле. Так что сегодня нетрудно написать письмо осужденному в ИК, отправив его по email. В отличие от бумажного письма электронное всегда доходит. Причем делает это быстро – не позже, чем в течение трех дней. Главное, знать, как написать письмо в СИЗО, чтобы не зацепить запрещенные темы, за которые его могут не пропустить.
Проблемы общения айтишников с нормальными людьми
Не только заключенные испытывают серьезные сложности в общении с обычными людьми. Такая же проблема хорошо заметна и у айтишников. Сегодня добиться взаимопонимания между людьми, не имеющими отношения к IT, и самими айтишниками можно лишь при условии больших усилий с каждой стороны.
Но и после налаживания контакта можно быть уверенными в том, что он имеет крайне поверхностный характер. И если обмен мнениями с использованием специальной терминологии так, чтобы обе стороны поняли суть, может получиться, то пытаться обсуждать специфические нюансы совершенно бесполезно. Потому что мотивация айтишников для тех, кто не работает в IT, просто непонятна.
В чем проблема коммуникации айтишников?
Для начала нужно понять, что люди, пришедшие в IT-сферу и закрепившиеся там, имеют специфический характер и такое же мировоззрение. К тому же в процессе общения в рамках трудового коллектива они привыкают к ряду определенных поведенческих паттернов, еще больше усугубляющих их обособленность. И важно понимать, что IT – молодая сфера, а ее основная задача ни много ни мало заключается в изменении видимого мира к лучшему. Поэтому у хороших айтишников загорается огонь в глазах, когда они говорят о работе. И неудивительно, что обсуждение каких-то идейных или технических моментов быстро превращается в спор на повышенных тонах.
И когда айтишник встречает непонимание простых для него вещей от обычного человека, он часто ведет беседу в рамках привычных паттернов. К примеру, если заказчик чего-то не поймет и потребует разъяснений касательно сделанной работы, то среднестатистический айтишник легко может ответить вопросом на вопрос, сказав нечто вроде: «Да, как можно не понять?». Естественно, человек, уважающий себя и платящий деньги за работу, спокойно отреагировать на такой ответ не сможет. Особенно если он дан в характерном для айтишников снисходительно-пренебрежительном тоне.
Но для IT-специалистов, которые в процессе обсуждения каких-то моментов в своем кругу могут кричать и размахивать руками, в подобном поведении нет ничего оскорбительного. И если предъявить им за неуважительное поведение, то они просто не поймут, в чем дело.
Поэтому важно как минимум признать наличие проблемы. И при общении с обычными людьми быть терпеливее и спокойнее. Ну а людям не из IT нужно понимать – чрезмерная эмоциональность или выпячиваемое превосходство айтишников не имеют главной целью обидеть собеседника.